Объединение

СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
тел:8 (4922) 34-12-20, 33-60-03

Профессия — строитель

О том, как прошел путь от простого рабочего-мостростроевца до учёного международного уровня, завкафедрой Строительного производства ВлГУ Борис Григорьевич Ким рассказал в день своего 75-летнего юбилея.

В строительстве с 13 лет

Родился наш герой в далеком 1944 году, так что детские годы выпали на время после военной разрухи. Страну надо было отстраивать заново, требовались и квалифицированные инженеры,  и рабочие руки. Но с фронта вернулось немногие. Кому идти на стройку?

— Я попал  в строительство в 13 лет, — с неизменной своей улыбкой начинает рассказ Борис Григорьевич. – Мой дедушка был строителем, и я просил у него взять меня на лето подработать. Дед согласился, и я трудился разнорабочим целый сезон. Но когда получил первую свою зарплату, признаюсь, был несколько разочарован. Работа разнорабочим тяжелая, а на руки дали копейки. Однако это не сломило моей решимости стать строителем. Я продолжал просить деда брать меня на стройки – это был мой летний заработок.

По окончании семилетки Борис пошел в ковровский техникум транспортного строительства. После учебы встал вопрос, куда идти работать. Были места в Москву, но мальчишкам хотелось романтики, их тянуло в Сибирь, где как раз начинались громкие стройки века: железные дороги  Ачинск – Абалаково, Абакан – Тайшет, Красноярская,  Саяно-Шушенская ГЭС. Вот и попросились три выпускника на распределение в знаменитый трест «Мосторой-2», о котором в ту пору говорили: «Это половина Советского Союза!». Слава о предприятии гремела на весь СССР. Уже через год новоявленный рабочий-мостостроевец стал руководителем мостостроительной машины. Тогда юному Борису едва исполнилось 18 лет.

— Дело в том, что я и в школу-то пошел не в 7 лет, как все остальные дети, а на год раньше, — поясняет он. – Вышло это по воле случая: я со старшими ребятами отправился на поле собирать колоски после уборки урожая, была у нас такая традиция…

 

Смышленого мальчишку заприметила учительница. Спросила, умеет ли тот читать и считать, а, получив утвердительный ответ, пригласила в школу. В классе Борис был одним из лучших учеников. Педагоги всегда отмечали его целеустремленность и серьезность.

Консольный кран

Эти же качества, спустя десяток лет, оценило и руководство мостотряда №7, где он трудился. Восемнадцатилетнего юношу поставили начальником консольного железнодорожного крана, который укладывал блоки пролетных строений.

— Это был целый состав со стрелами, вагонами-противовесами, жильем на колесах, собственной мастерской,  электростанцией, — рассказывает Борис Григорьевич. – Меня вызвали к начальству и спросили: «Знаешь, что такое консольный кран?» Я честно ответил, что не знаю. Им эта честность очень понравилась, потому что никто из них не знал, что это за техника. Между тем, это был единственный консольный кран на всю страну. Его построили в середине 50-х годов. Подъемный механизм управлялся ручными лебедками. На каждой из восьми лебедок стояло по четверо рабочих, и по моей команде они поднимали мостовые пролеты весом до 130 тонн и укладывали их на опоры моста.

Обучение проходило быстро: с предыдущим начальником консольного крана построили мост на Красноярской ГЭС, а дальше молодому технику предстояло действовать самому. Как признается Борис Григорьевич, ему эта работа очень нравилась. В первую очередь тем, что можно было чувствовать причастность сразу ко многим большим стройкам: кран приезжал и укладывал пролеты на опоры, мост получал законченный вид, а мостостроевцы двигались дальше.

 

С дисциплиной в трудовом коллективе у юного начальника вопросов не возникало.

— Меня слушались беспрекословно, — рассказывает Борис Ким. — Я еще со своего «строительного детства» понял одну вещь: главное на стройке – это дисциплина. И никогда не надо зазнаваться. В моем подчинении были монтажники, старше меня на 20, на 30 лет. Конечно, они были опытнее в других делах. Но все они видели эту технику впервые, поэтому подчинялись специалисту. Руководители подразделений также быстро выполняли мои просьбы.

За годы работы в Сибири Борис Григорьевич принимал участие в строительстве автодорожных и железнодорожных мостов в Красноярске, Кемерове,  Комсомольске — на Амуре, трудился на  строительстве мостов железных дорог  Красная Сопка – Горячегорск, Ачинск – Абалаково, Абакан – Тайшет, Решеты – Богучаны, Транссибе, транспортных путей  Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС и других объектов строительства.

Ушёл в науку

В армию Бориса Кима призвали, когда он был студентом Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта. Учился по специальности инженер-механик строительных, путевых и дорожных машин. Сначала направили в ракетные войска, но начальство треста походатайствовало за молодого специалиста, и его перевели в войска железнодорожные, где он снова смог заниматься любимым делом.

 

— Это был своего рода уникальный случай, — говорит Борис Григорьевич, — чтобы призвали в одни войска, а потом перевели в другие. И второй не менее уникальный, когда пришла разнарядка прислать из части человека в военную академию. Командир части никого из своих офицеров отдавать не захотел. Вспомнили, что служит молодой боец Борис Ким. Но я отказался наотрез: «Я сугубо гражданский человек, хочу после армии вернуться в строительство». Офицеры приходили посмотреть на меня: кто это такой – сам отказался от Академии. Для них военная карьера была пределом мечтаний. Только после академии военнослужащий мог претендовать на полковничьи и генеральские погоны.

А молодому человеку хотелось учиться на строителя. Настолько хотелось, что перевелся на заочное отделение родного вуза и сдавал экзамены, служа в армии. Как шутит Борис Григорьевич, во время простоя работы заняться было все равно нечем, вот и брался за учебники каждую свободную минуту.

В итоге вместо шести лет в вузе закончил его за четыре с половиной, блестяще сдав все экзамены!  После демобилизации вернулся в Сибирь, строить мосты, теперь уже не на ручном, а на электрическом кране. Исполнял инженерные обязанности, включая обязанности главного инженера своей организации – ремонтно-прокатной базы треста. Сейчас это управление механизации. Но тут специалиста уговорили заняться научной деятельностью.

— Руководитель моего дипломного проекта, с которым потом сложились добрые отношения, убедил, что мне надо писать кандидатскую диссертацию, — продолжает Борис Григорьевич. – Мое исследование было связано с производственной работой – тогда техническая диагностика машин считалась прорывной темой. Мне даже пришло персональное приглашение в Париж на Международный конгресс по технической диагностике.

Но в Париж молодого ученого не пустили — по тогдашней традиции существовал план загранкомандировок. Из Москвы пришел ответ: «План загранкомандировок уже сверстан».  После этого в институт прислали счет на 1000 франков – своеобразный штраф за то, что ученый, которого уже включили в состав делегаций и на которого забронировали гостиницу, от поездки отказался. Видимо, капиталистам и в голову не могло прийти, что участник конференции пропустил ее не по своей воле.

Как-то пришло письмо из библиотеки конгресса США: за любую разработку мистера Кима мы предлагаем цветную ксерокопию любой книги, имеющейся в нашей библиотеке.

Борис Григорьевич Ким является одним из первых разработчиков автоматизированной системы управления парками машин. Много лет он занимался вопросами совершенствования системы технической эксплуатации парков машин. Им предложена система прогнозируемого ремонтно-профилактического обслуживания парков машин, в основе которой лежит широкое применение методов технической диагностики. Он — автор теории обеспечения работоспособности и исправности парков техники. Его научные   разработки внедрены в строительных организациях Новосибирской, Омской, Владимирской областей, Алтайского края, Ленинграде и так далее.

Рекомендации Бориса Григорьевича Кима приняты к внедрению Минстроем,  Минтрансстроем СССР, проектными институтами. Широко известны его работы по организации технической диагностики строительных машин. По заданию Госстроев России и Украины разрабатывал нормативные документы.

Всего же Борис Григорьевич является автором более 200 научных, учебно-методических и публицистических работ, а также нормативных изданий Госстроя России.

Преподавательская деятельность

С 1984 года основной для Бориса Григорьевича стала преподавательская деятельность. Сначала он был доцентом Новосибирского инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева. Во Владимир перебрался в 1985 году, стал доцентом, а затем и профессором ВПИ – ВлГУ, воспитал не одну сотню инженеров-строителей.

 

Борис Григорьевич Ким — организатор многих конференций, в том числе и международного уровня, главный редактор целого ряда сборников научных трудов, был членом Советов по защите докторских диссертаций во ВлГУ, Нижегородском архитектурно-строительном университете, региональном (совместно с Ивановским ГАСУ). В настоящее время профессор руководит кафедрой с коллективом исследователей, занимающихся созданием новых строительных материалов, в том числе с применением нанодобавок.

В личной жизни все тоже сложилось удачно: с супругой познакомился еще в Новосибирском инженерно-строительном институте. Имеет сына и дочь, а также троих внуков.

Страстно увлекается чтением и «тихой охотой». Еще одна страсть – футбол. И не только болеет, но и сам активно играет на открытых площадках города и в спортзале родного университета. А соперники ветеранов… молодые люди из окрестных домов и студенты. Играют практически на равных!

Борис Григорьевич активно участвует в общественной жизни страны. Он – председатель регионального отделения НТО строителей России, член центрального правления НТОС Российской Федерации,  был президиума Союза строителей Владимирской области, технического комитета 376 Госстроя и Госстандарта России, НМС по строительным, дорожным и подъемно-транспортным машинам вузов СНГ, редколлегии «Стройкомплекс»,  редакционного совета журнала «Механизация строительства»,  совета ветеранов – строителей Владимирской области, других общественных организаций.

За производственные успехи,  научные заслуги Борис Григорьевич награжден двумя медалями СССР, знаком Российского Союза строителей «Строительная Слава», отмечен наградами центральных органов СССР и России, Отмечен многими корпоративными наградами. «Заслуженный строитель России», Почетный работник высшей школы Российской Федерации», «Почетный строитель России» «Почётный транспортный строитель», «Почётный строитель земли Владимирской».

Ким Б.Г. является действительным членом Петровской академии наук и искусств, Международной академии инвестиций и экономики в строительстве.